Техническое обслуживание автомобилей | ТехТурбо
Режим работы: С 10:00 - 20:00 ВЫХОДНОЙ: СБ-ВС

Техническое обслуживание автомобилей

 

 

 

Техническое обслуживаниеавтомобилей 

Техническое обслуживание (ТО) — это профилактическое мероприятие для поддержания работы авто.

Все узлы и механизмы рано или поздно изнашиваются и выходят из строя. Лучше не дожидаться поломок, потому что ремонт в итоге может оказаться сложным и дорогостоящим.

Суть технического обслуживания автомобилей 

ТО (техническое обслуживание) бывает двух видов: 

  • обязательное и регулярное — например, если пробег авто достигает 15 тысяч км, полагается поменять масло. 
  • ситуативное — потребность в нем возникает по мере работы авто, может выявляться при осмотре.

Основные виды ТО автомобилей называют в соответствии с тем, какие проводятся работы:

  • регулировочные,
  • смазочные,
  • электротехнические,
  • крепежные,
  • заправочные,
  • контрольно-диагностические.

По итогам контрольно-диагностических мер решают о дальнейших действиях. Например, замене вышедших из строя или отработанных деталей, доливе и обновлении жидкостей.

 

Виды технического обслуживания автомобилей

Виды и периодичность техобслуживания, могут отличаться для разных авто. Еще имеет значение величина пробега, сезонность использования и время, в течение которого авто простояло без движения.

В советские времена ТО проводилось строго по регламенту. Так происходило из-за того, что машины значительно уступали современным по техническим характеристикам. Да и вообще за исправностью автомобилей, особенно казенных, следили строго.

Обязательный осмотр авто и устранение неполадок перед рейсом — закон, который непременно должны соблюдать водители. Это крайне важно, особенно — когда речь идет о перевозке пассажиров или крупноразмерных грузов.

В России действует классификация видов ТО, принятая еще в СССР. Это «Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей», состоящая из следующих основных пунктов:

  • ежедневное ТО;
  • ТО-1 (первичное техобслуживание);
  • ТО-2 (второе техобслуживание);
  • сезонное ТО.

Но со временем предприятия, выпускающие легковые машины, внесли в классификацию пару изменений:

  • в ТО-2 ввели сквозную нумерацию (от ТО-1 до ТО- 10, либо от ТО-1 до ТО-12), согласно которой техосмотры выполняют через одинаковые отрезки времени;
  • проведение ТО-1 упразднили (но не все предприятия).

Сейчас классификация видов ТО для легковушек выглядит так:

  • ежедневное ТО;
  • нулевое ТО (ТО-0);
  • периодическое, или номерное ТО (с обозначениями ТО-1 – ТО 10 (12));
  • сезонное ТО.
Назначение и виды работ, а также их периодичность в каждом из случаев устанавливает производитель автомобиля. Все сведения об этом есть в сервисной книжке.

Например, ТО-0 (в общепринятом понимании ТО-1) должны проводить, когда машина «набегает» не более 2-2,5 тысячи км. Далее операции по ТО выполняются после каждых 10-20 тысяч км.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

В случае с легковыми автомобилями ТО — это проверка наиболее значимых узлов и агрегатов транспортного средства. Это нужно для безопасности поездки.

Во время ежедневного технического обслуживания (ЕТО) проверяют:

  • наличие пятен, которые могут указывать на течь топлива, масла, гидравлической и охлаждающей жидкости;
  • количество масла в картере мотора (проверяется щупом); объем охлаждающей жидкости (в расширительном бачке); количество гидравлической жидкости (в бачках сцепления, тормозной системы и в гидроприводной системе усилителя руля); 
  • наполненность бачка омывателя (если жидкости недостаточно, ее доливают);
  • количество топлива в баке (это показывает датчик на передней панели машины);
  • работу приборов — осветительных, контрольно-измерительных и сигнализации;
  • звуковой сигнал;
  • угол люфта рулевого колеса (например, для легковых машин люфт выше 10 градусов — это уже превышение нормы);
  • подвеску (с помощью импульсного нажатия на кузов в районе багажника или капота);
  • колеса и шины;
  • стеклоочиститель;
  • наличие аптечки, огнетушителя, красного мигающего фонаря или знака аварийной остановки.

Кроме того, на контрольных осмотрах во время остановок по пути следования необходимо:

  • проверить, не нагреты ли тормозные барабаны/диски и ступицы колес;
  • осмотреть возможные подтеки (масла, топлива, гидравлической и охлаждающей жидкости);
  • проверить давление в шинах.

По окончании рейса проводят еще несколько операций:

  • устраняют выявленные неисправности;
  • контролируют уровни рабочих жидкостей (масла, жидкости в омывателе, охлаждающей и гидравлической жидкости);
  • при необходимости добавляют топливо в бак;
  • осматривают, есть ли повреждения на шинах и колесах;
  • приводят в порядок салон, моют авто снаружи.

Первое техническое обслуживание

Следующий вид техобслуживания — ТО-1. В него входят все действия из ЕТО и еще несколько дополнительных операций.

  • Контроль и диагностика: тормозов (в том числе «ручника»), тормозного привода; хода и зазоров руля; защитных чехлов ходовых частей авто; целостность пружин, рычагов, штанг, амортизаторов; свободного движения всех педалей; степени натяжения приводных ремней.
  • Регулировка: свободы движения педалей; натяжения ремней привода; «ручника»; движения руля; зазора между соединениями привода руля;
  • Проверка и подтяжка креплений: мотора, коробки передач, тормозов, руля, тяг, рычагов поворотников, колесных дисков, деталей выхлопной системы;
  • Заправка: масло и масляный фильтр;
  • Электротехнические работы: очистка аккумулятора и электроприборов от собравшейся грязи; наладка изоляции, замена предохранителей, лампочек.

Второе техническое обслуживание

В ТО-2 входят все действия из ТО-1, добавляется обследование узлов машины.

Второе техническое обслуживание 

ТО-2 подразумевает контроль и диагностику. Также сюда входит больше операций по дозаправке (с учетом пробега авто). Необходимо заменить:

  • жидкость в тормозной системе;
  • охлаждающую жидкость;
  • масло в гидросистеме;
  • масло в коробке передач;
  • масло в мостах (в грузовиках и легковых машинах с полным приводом).

Некоторые детали легковых авто в рамках ТО-2 (и в зависимости от пробега) тоже подлежат замене. К ним относят:

  • фильтры системы топлива;
  • фильтр коробки передач (для «автоматов»);
  • воздушные фильтры;
  • фильтры салона;
  • свечи системы зажигания;
  • ролики ремня, сам ремень и дополнительное оснащение (для машин с ГРМ ременным приводом).

В ТО-2 появляется еще больше крепежных работ. Затяжке подлежат:

  • радиатор;
  • топливный бак;
  • головка цилиндрового блока;
  • крышка газораспределительного механизма;
  • поддон моторного картера;
  • впускной и выпускной коллекторы;
  • крышки редуктора заднего моста;
  • замки и петли на дверях.

Кроме того, не забудьте отрегулировать:

  • моторные клапаны;
  • натяжения привода ГРМ;
  • зазор между дисками и колодками тормозов;
  • зазора подшипников ступиц передних колес.

Список операций по ТО-2 составляют с учетом марки и модели авто, а также регламентированного производителем межсервисного интервала.

Сезонное техническое обслуживание

СО (сезоннное обслуживание) подразумевает подготовку автомобиля к зимнему либо летнему сезону.

При смене сезона нужно позаботиться о бесперебойной работе всех агрегатов, деталей и узлов машины. 

К примеру, зимой следует использовать менее вязкие смазочные материалы. Кроме того, в холодное время года труднее запускается аккумулятор, сцепление колес с покрытием дороги ослабевает. Появляется необходимость в отоплении салона. Все это нужно предусмотреть.

Для большинства автовладельцев главное во время сезонного ТО — это замена шин. Большинство водителей стараются выполнить процедуру одновременно с ближайшим по регламенту номерным ТО.

Как часто нужно проводить ТО

Сезонное техобслуживание проводят два раза в год – весной и осенью. Но одной заменой шин автомобилистам не обойтись. Весной необходимо проверить пластиковые и резиновые элементы. Резкие перепады температур или морозы могут снизить эластичность некоторых деталей. Осенью дополнительно проверяют аккумулятор и тормоза.

Плановое техобслуживание проводят каждые 8–15 тысяч километров. Точную частоту указывают в сервисной книге.

ТО-2 проводят через каждые 20–30 тысяч километров. Но периодичность опять же у каждой модели авто будет своя. Чтобы исключить поломку и дорогостоящий ремонт, ориентируйтесь на рекомендации производителя.